Готическое искусство Франции |
Страница 18 из 66 Западный фасад храма подчинен беспокойной динамике устремляющихся ввысь линий и форм. Арки стали стройнее и уже, вершины их заострились, над порталами и окнами появились остроконечные вимперги, даже роза получила стрельчатое обрамление. Горизонтальные членения нарушены перерезающими их выступами, вертикальные тяги, напротив, везде акцентированы. Особую легкость придает фасаду ажурность. Вся его поверхность изрезана нишами и окнами, даже в тимпанах порталов вместо обычных рельефов помещены три круглых окна. Сквозь узкие проемы по сторонам розы просвечивает небо, на фоне которого виднеются силуэты аркбутанов. Игра светотени на фасаде усиливается благодаря обилию скульптуры. Кроме обычного декора порталов и «галереи королей», скульптура появилась и на вимпергах, и на цоколях порталов, и в нишах по сторонам розы и боковых окон, словом, везде, где только возможно. Сплошь покрыты скульптурой выступающие из поверхности стены глубокие перспективные порталы, подобные гигантским воронкам, словно втягивающим в храм толпу. |