Искусство Европы в X — начале XI века |
Страница 34 из 41 Особого внимания заслуживают в этой миниатюре деревья. Они напоминают какие-то сросшиеся грибы. Это не каприз художника, но сложившийся тип изображения дерева, мотив, который пройдет через произведения европейской живописи нескольких столетий. Земля, деревья, здания все превращается теперь в род условных знаков, ими пользуются, совершенно не задумываясь об их соответствии реальным формам. На страницах рукописей оттоновского периода мы часто видим неподвижно и торжественно восседающих на троне императоров, коронуемых Христом или принимающих поклонение и дань покоренных стран. Лишенные всякой индивидуальности, изображения эти являются не портретами того или иного властителя, но олицетворением идеи божественного происхождения и безграничного могущества императорской власти. Такой идеализированный «портрет» есть и в рассматриваемой нами рукописи. На развороте ее располагаются рядом две большие миниатюры. |