Искусство Европы в X — начале XI века |
Страница 38 из 41 Бронзовые двери изготовлялись в Германии и раньше, но гильдесгеймские мастера впервые украсили створки сюжетными композициями. Выбор и расположение их строго продуманы. На левой створке представлены сюжеты из Библии, на правой — из Евангелия, причем они расположены так, чтобы каждая пара рельефов составляла определенное соответствие и давала повод для аналогий между Ветхим и Новым заветами. Так, например, сцена «Грехопадения» помещена рядом с «Распятием», первородному греху противопоставлена искупительная жертва Христа; аналогичное значение имеет сопоставление «Убийства Авеля Каином» с «Благовещеньем»; идеей жертвенности объединены сюжеты «Жертвоприношение Авеля и Каина» и «Рождество Христово» и т. д. Все рельефы вместе составляют связный рассказ, библейское повествование идет сверху вниз, евангельское начинается снизу. |