Страница 79 из 97 Над уснувшим возле алтаря после покаянных молитв Теофилом склоняется спускающаяся с неба богоматерь, возвращая ему собственноручно отобранный у черта документ о продаже души. Как и в «Апокалиптическом видении» из Муассака, рельеф из Суйака совершенно лишен пространственности. Композиция его строится только на вертикальной плоскости, причем плоскость эта заполняется целиком. Боязнь пустот характерная черта романских рельефов. Получив в свое распоряжение участок стены, романский скульптор всегда старается максимально его заполнить, подчиняя пропорции и позы фигур форме отведенного для них поля. Так и здесь, художник помещает заключительную сценку рассказа наверху, там, где остается место, не смущаясь, что ступени алтаря оказываются над головами фигур нижнего яруса.
|